Законы и подзаконные акты

Содержание

Введение. 3

1.Понятие закона……………………………………………………………………8

2.Подзаконные нормативно-правовые акты……………………………………..17

3.Виды и значение подзаконных актов………………………………………......24

Заключение. 29

Список литературы.. 31


Введение

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. В качестве важнейших форм права выступают - Законы. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти.

Независимо от политико-идеологических установок, доминирующих в обществе, и реального социально-экономического состояния страны, закон как источник права, как сложная юридическая конструкция был и остается наиболее рациональной формой выражения светского права, которое, несмотря на возрастающее значение других правовых культур, все же не может быть оттеснено, например, исламским правом. Вместе с тем, с другой стороны, в законах не может, по-видимому, не отражаться признаваемый кризис теории государства и права, ярким выражением чего является эклектичность теоретических конструкций, преодолеваемая, по мнению ряда исследователей, отказом от общепринятой в отечественной науке дихотомии права и закона, ведущей к подрыву самой идеи законности. Ныне к закону обращаются все - и Президент, и обиженный человек, и предприниматель, и судебные органы. Закон стал щитом, которым прикрываются, стал копьем, которым бьют. Это, бесспорно, достижение, потому что верховенство законов входит в сознание общества. Закон влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «за­коном», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не изве­стных его сторон.

Процесс появления первичных законов, имевших своим назначением регулирование складывающихся но­вых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же под­черкивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регули­рования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возни­кающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил пове­дения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяю­щиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-эконо­мической сфере обществ. Была раскрыта и спе­цифика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного об­щества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью госу­дарственного принуждения. Подзаконные правовые акты подразделяются на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления, локальные правовые акты, нормативные и индивидуальные. Такое разграничение имеет большое практическое значение, так как оно позволяет четко, рационально организовывать работу разных властных структур. Критерием деления подзаконных правовых актов на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления и локальные правовые акты выступает их юридическая природа, включающая юридическую силу, сферу действия, содержание, порядок принятия и оформления.

В системе юридических актов подзаконные правовые акты занимают вторичное место, по сравнению с законами. В большинстве случаев они издаются на основе и во исполнение законов, направлены на их конкретизацию, воплощение в жизнь.

Подзаконные правовые акты представляют собой не простое сложение правовых актов, а определенную, внутренне согласованную систему, являющуюся частью правовой системы Российской Федерации.

Реализация подзаконных правовых актов, будучи сложным образованием, выступает как часть механизма реализации права. Причем наряду с общими, присущими системе реализации права признаками, она обладает и своими признаками, отличающими ее от других элементов механизма реализации права.

Реализация подзаконного правового акта представляет собой многоуровневое явление по воплощению положений подзаконного правового акта в жизнь посредством правомерного поведения соответствующих субъектов и системы специфических юридических средств и методов.

Реализацию подзаконных правовых актов целесообразно подразделить на реализацию федеральных и региональных подзаконных правовых актов, а также реализацию правовых актов органов местного самоуправления и реализацию локальных правовых актов.

Объект исследования - нормативно - правовые акты.

Предмет исследования - подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

Цель работы охарактеризовать подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

Задачами являются:

1. Дать понятие подзаконных актов;

2. Охарактеризовать признаки подзаконных актов;

3. Рассмотреть виды подзаконных актов;

4. Раскрыть значение подзаконных актов.

Методологическую основу исследования составили методы системного, комплексного изучения явлений и процессов, что вполне приемлемо и к исследованию подзаконных правовых актов и их реализации. Наиболее значимым в работе является диалектический метод познания правовой действительности, наряду с которым были использованы также сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический методы.

Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов как Хропанюка В.Н., С.С. Алексеева, Марченко, А.В. Мицкевича, В.В. Лазарева, Ю.С. Пиголкина, СВ. Полениной, Ю.А. Тихомирова, Ф.Н., Яковлева В.Ф. и других, а также нормативно-правовые акты.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой попытку комплексного исследования подзаконных правового актов и их реализации с учетом опыта государственно-правового характера РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При той роли, которую в жизни людей играют законы, рассмотрение вопросов о понятии и видах законов приобретают особое значение. И важны не только отдельные оценки действующих и потенциальных законов по определенным критериям, но и теоретические исследования общего характера, позволяющие сформировать возможно более целостное представление о качестве и потенциальной эффективности законов с тем, чтобы в текущей законодательной работе не упустить из внимания ни один из аспектов, не допустить возможный просчет. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и назначение закона.

2. Охарактеризовать виды законов.

3. Определить проблемные вопросы законов.

Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: учебных пособий по курсу «Теория государства и права», специальной научной литературы, а также публицистических материалов, таких авторов, как: Алексеев С.С., Давид Рене, Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю., Матузов Н.И., Малько А.В., Студеникина М.С., Хропанюк В.Н., Шершеневич Г.Ф. и других.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Понятие закона и основные теоретические подходы. Назначение закона

Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, из­вестны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неве­дению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью пра­вом, общим для всех людей. Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть началь­ником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в госу­дарстве; мерилом справедливого и несправедливого, - которое приказы­вает делать то, что должно быть, делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо.[1]

Закон как источник права существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н.э.), Законы Ману (1 в. до н.э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императора и т.д.) и воплощались во вне в самых различных формах, в т.ч. и в форме закона.

Опыт античных государств (Др. Афин 6 в. до н.э., Др. Рима 5-2 вв. до н.э.) по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие. Только к началу 13 века созрели условия для ограничения законодательных полномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы со знатью английский король был вынужден подписать Великую хартию вольностей (1215 г.). В ней была закреплена идея верховенства парламентского закона, которая дала толчок к постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего английского парламента. Уже к концу 17 века английский монарх без согласия парламента, как представителя «всей нации» (по «Биллю о правах 1689 г.», был не вправе вносить какие-либо поправки в действующие законы, приостанавливать действие законов, отменять их, освобождать от их исполнения.[2]

На формирование теории закона в 17-18 вв. наибольшее влияние оказали две классические теории - теория разделения властей (Д. Локка, Ш.Л. де Монтескье и др.) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчиненного положения исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.[3] К концу 18 - сер. 19 века идея верховенства парламента как законодательного и представительного органа государственной власти нашла реальное воплощение и конституционное закрепление во многих европейских странах. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или большинства и ему стала отводиться роль основного источника права. Так, в ст.6 Декларации прав человека и гражданина (1789г.) закреплено, что закон - это выражение общей суверенной воли граждан, которые вправе принимать участие "лично или через своих представителей" в его создании.[4]

В России понятие «закон» в официальных документах стало наиболее часто употребляться с начала 19 века. После учреждения Государственного Совета в 1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в данном органе, который являлся не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным и по существу бюрократическим учреждением, состоящим из «верных государю людей». Таким образом, до начала 20 века закон как особая форма юридического акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, не была развита в России, практически все акты-повеления Императора рассматривались в качестве закона и имели силу закона[5]. В конце 19-нач. 20 в. среди западноевропейских и русских ученых получила развитие т.н. дуалистическая трактовка закона.[6] Закон стал рассматриваться не как акт законодательного органа государства, а как акт государственной власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной власти. Тем самым стала обосновываться фактическое равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной. Несмотря на то, что определение субъекта издания закона некоторые русские юристы связывали с государственной властью вообще, тем не менее наряду с этим в трудах многих отечественных дореволюционных юристов развивались идеи народного представительства и «правильно организованной» законодательной власти. Именно такое понимание закона могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и др. считать его основным и верховным источником права.[7]

После революционного переворота закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции, воззвания и др. Нормативное закрепление понятия "закон" было осуществлено только в Конституции СССР 1936 года, согласно которой акт данной формы мог быть издан Верховным Советом СССР, а в Конституции СССР 1977 года были обозначены и видовые характеристики этого понятия («закон СССР - общесоюзный закон», «закон союзной республики», «закон автономной республики»). В полном объеме разработка классического понимания закона как особой формы юридического акта представительного (законодательного) органа государственной власти в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. На современном этапе понятие «закон» является ключевым в правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует[8].

Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдель­ных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суж­дения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смыс­ле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исхо­дящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установлен­ном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду»[9].

Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

В обыденной жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо под­черкивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не толь­ко собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некоррек­тно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эф­фективность их применения.

В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридичес­кой литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие. Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: Закон — это нор­мативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой[10] и регулирующей наиболее важные общест­венные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»[11]. Или, наконец: «В юридическом смысле закон - это нор­мативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».[12]

Таким образом, на основании вышеизложенного можно указать на следующие специфические особенности закона.

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России, Конгрессом - в США, Парламентом - в Италии и др.) представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим наро­дом, с помощью референдума.

Данный признак закона является широко признанным исследова­телями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам.

Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). «Если трезво смот­реть на вещи, - отмечается в связи с этим в американской литературе, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются твор­цами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без ав­торитетной интерпретации многие законы теряют и сам смысл»[13].

Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что рефе­рендум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых ак­тов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законода­тельно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосудар­ственном уровне. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референду­ма является его специфическим признаком, хотя и широко признанно, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является гла­венствующей формой права.

Данные особенности закона множество раз подтверждались госу­дарственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия с явным удовлетво­рением писал, что «формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организо­ванного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности»[14].

Однако применительно к правовой системе Великобритании и не­которых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствую­щей роли закона в системе остальных форм права трактуется неодно­значно и подвергается сомнению.

Так, по мнению известного французского правоведа Р. Давида, за­кон в английской системе права традиционно рассматривался и рассматривается, несмотря на позитивные сдвиги после Второй мировой войны в сторону интенсивного развития законодательства в качестве «второстепенного источника права». В традиционной английской концепции права, писал автор, закон «не считается нор­мальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права». Конечно, рассуждал Р. Давид, судьи «применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпоратируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована су­дами и в той форме, а также в той степени, какую установят суды»[15]. Ведущую роль в английской правовой системе, по мнению Р.Давида и других авторов, играет судебная практика.

В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего орга­на государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли»[16].

Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представления и подхода к закону. Еще в начале XX века французский ученый Морис Орну настоятельно требовал «отказаться от иллюзий непогрешимости закона, которая к тому же самим жестоким образом опровергается фактами», а, заодно, — и от «революционной теории общей воли». Он считал глубоко ошибочной формулу, согласно которой, «закон есть выражение общей воли». Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса». Именно эта воля, а не общая воля является «законодательствующей», господствующей. Что же касается общей воли, делал вывод автор, «не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия».

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственно­го и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, поряд­ка законотворчества и др[17].

Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополня­ются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Рег­ламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.[18]

Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Назначение закона определяется тем, что закон как высшая форма выражения государственной воли народа является непосредственным воплощением его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Он регулирует наиболее важные общественные отношения. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

2. Подзаконные нормативно - правовые акты

2.1 Понятие подзаконных актов

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

Подзаконные акты это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

В юридической энциклопедии под подзаконным актом понимается - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнения.

- это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. 6

Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Тем более было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно, строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов - актов толкования.

Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в

Подзаконный правовой (юридический) акт рассматривается в научной литературе только в тесной связи с законом. Поэтому подзаконный акт всегда определяется как нормативный правовой акт, изданный на основе и во исполнение закона. Такое определение явно подчеркивает примат закона над подзаконным актом. В определениях подзаконного акта прослеживается его двоякое назначение: 1) развивать и конкретизировать положения законов; 2) соответствовать законам. Что же представляет собой подзаконный нормативный акт?

Большинство ученых-правоведов, определяя подзаконный нормативный акт, используют формально-юридический и функциональный методы. Так, С.С. Алексеев определяет подзаконный нормативный акт как нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит. С.С. Алексеев говорит, что понятие «подзаконные акты» отражает одну общую черту их содержания – то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы – то, что они закону не противоречат. В остальном же акты рассматриваемой группы во многом различаются между собой, имеют существенные особенности и по содержанию, и по юридической силе. Тем самым С.С. Алексеев констатирует, что понятие подзаконного нормативного акта определяет лишь его внешние, формальные признаки, не учитывая особенностей его содержания и юридической силы.

Ж.-Л. Бержель, подчеркивая первичность закона, отмечает, что, в конечном счете, во всех развитых странах право, в основном, если не во всем, происходит из официальных источников, закона и судебной практики.8 Романистические корни некоторых правых систем, их политическая и конституционная идеология, их традиция полагаться на закон, изложенный письменно, предопределяют господство закона. И, хотя Ж.-Л. Бержель упоминает термин «Подзаконный акт», но не раскрывает его содержание. Особую роль он придает закону, и к источникам права относит: обычай, закон, судебную практику, акты толкования закона.

Таким образом, Ж.-Л. Бержель не дает определения подзаконному акту, упоминает его, но как разновидность источника права (среди нормативных актов) не выделяет. Такое противоречивое отношение к подзаконному акту, все же, не может служить препятствием для выявления позиции ученого по поводу понятия и роли подзаконного акта. В общем, его позицию к определению подзаконного акта можно истолковать так: подзаконный акт - это юридический документ, имеющий вторичное значение по отношению к закону, содержащий юридические нормы, не противоречащие закону. Можно сказать, что ученый акцентирует внимание на признаке первичности закона и, следовательно, вторичности подзаконного акта, тем самым подразумевая большее юридическое значение закона в регулировании общественных отношений. При анализе источников права исследователь ссылается на использование анализа и синтеза, эмпирического и догматического (формально-юридического) методов.

Советский ученый-правовед С.Л. Зивс трактовал подзаконный акт применительно к Советскому праву, основываясь на Конституции СССР, и определял его как нормативный акт, издаваемый на основе и во исполнение закона.9 При этом, комментируя данное определение, С.Л. Зивс отметил, что понятие «во исполнение» понимается им в двояком смысле. С одной стороны, это издание подзаконных актов ради исполнения, в целях организации исполнения закона. Но указанная формула может пониматься также как исполнение предписания закона об издании акта, его развивающего и конкретизирующего, т.е. издании акта по специальному поручению законодателя. При этом понятию приоритета закона соответствует понятие подзаконности нормативных актов органов управления и местных органов государственной власти и управления. Следовательно, в системном аспекте приоритет закона - подзаконность иных нормативных актов – является коррелятивной категорией. Здесь мы видим, что ученый подзаконность акта определяет через верховенство закона. Подзаконный акт, тем самым, признавался С.Л. Зивсом как нормативный акт, не противоречащий, дополняющий и развивающий нормы закона. При определении источников отечественного права С.Л. Зивс указывал на целесообразность использования системного, функционального и сравнительно-правового методов.

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: подзаконный акт - это нормативно-правовой акт, обладающий юридической силой, определяемой местом и нормотворческой компетенцией полномочного органа, руководствующегося при принятии (издании) юридических норм нормативно-правовыми актами большей юридической силы.

Данное определение сформулировано с помощью методов: анализа, синтеза, системного, функционального и формально-юридического.

3. Виды и значение подзаконных актов

3.1 Виды подзаконных актов

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Российской Федерации (если расположить их по убывающей "величине" юридической силы) являются:

Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции;

акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями);

акты управленческих региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации);

ведомственные акты, изданные в пределах компетенции того или иного ведомства.

Эти и некоторые другие нормативные акты (например, локальные акты, т.е. действующие только в пределах данного предприятия, организации) находятся в довольно сложных взаимосвязях. В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты.

Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц.

Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной (преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их от законов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (статья 3).

Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов), акты которых в силу их статуса тоже приобретают межведомственное, общее значение, внешнее действие.

Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство как коллегиальный орган, правовые документы в соответствии со своей компетенцией могут принимать Председатель Правительства и его заместители.

Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являются ограниченно (по территории) - общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченных рамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района.

Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (среди этих актов много индивидуальных; нормативными являются акты, называемые, как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами). Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомственное юридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данного ведомства.

Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств и делегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение и отсюда внешнее юридическое действие. Уже отмечалось, что таково значение нормативных актов Министерства финансов. В известных пределах внешним действием обладают по ряду вопросов нормативные акты ведомств, занимающихся транспортом, охраной общественного порядка.

Наиболее узкое, ограниченное юридическое значение имеет особая разновидность ведомственных актов - локальные нормативные акты; это уставы, положения, правила внутреннего распорядка и другие, действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальное юридическое значение имеют санкционированные государством акты сходов, гражданских институтов общественной самодеятельности.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и другие).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Заключение

В заключение работы подведем обобщающий итог.

- высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера. Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками. Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Во-вторых, обладают высшей юридической силой. В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права свободы граждан и т. д. В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие).

Органические (конституционные) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

Обыкновенные законы - это акты текущего законода­тельства, посвященные различным сторонам экономичес­кой, политической, социальной, духовной жизни общест­ва. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации.

Вопрос о действии во времени законов представляет важную проблему теории права, от решения которой зависят особенности практического применения нормативного акта, так как закон, как норма, опре­деляющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении, поэтому необходимо принятия актов, которые могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, возможность опубликования закона в специальных выпусках, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д.

Подзаконный нормативный акт - принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.

В нормативном регулировании современных цивилизованных государств основное и определяющее место занимает закон, а подзаконный нормативный акт должен развивать и конкретизировать его положения, играть вспомогательную роль.

Вся система подзаконного нормативного акта строится на строгой соподчиненности таких актов между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. Любой подзаконный нормативный акт не может противоречить как законам государства, так и подзаконный нормативным актам, имеющим более высокую по сравнению с ним юридическую силу.

 

Список литературы

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12. 1993 г. № 237.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. N 22. - ст. 2066.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Российская газета. 15.06.1994. N 111.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" // Официально не опубликовано. Справочная программа Гарант.

Литература:

Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982.

Давид Рене. Основные правовые системы современности. – М., 1963.

Заключение Правового управления Правительства Москвы и Центра законотворчества Москвы по вопросам порядка определения даты вступления в силу нормативных правовых актов // Законодательство (спецвыпуск). - 2004.

Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М., 2004.

Ласточкина М.Н., Тихомирова Н.Ю. Официальное опубликование нормативных актов и вступление их в силу // Законодательство (спецвыпуск). - 2004. - № 12

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2004.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина - М., 1994.

Ориу М. Основы публичного права. - М., 1929.

Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. С.А. Камарова. - М.2002.

Разгулин С.В. О развитии российского налогового законодательства в современных условиях. - М., 2002.

Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. - 2000. - N 7.

Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1999.

Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. - М., 2004.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. - М., 1982.

Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 1998.

Тихомиров Ю.А., Пиголкин А.С. Заключение об особенностях вступления в силу нормативных актов // Законодательство (спецвыпуск). - 2004. - № 11.

Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 1992.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 2002.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1. - М., 1995.

 

[1] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - М., 2004. – С. 241.

[2] Там же. – С. 242.

[3] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М. 2004. – С. 271.

[4] Там же.

[5] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1999. – С. 284.

[6] Теория государства и права. / Под ред. А.Б. Венгерова. - 1994. – С. 140.

[7] Там же. – С. 141.

[8] Конституция. Закон. Подзаконный акт. - М., 2004. – С. 69.

[9] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1 - 2. - М.,1910. - С. 381.

[10] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 2002. - С. 182.

[11] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М., 1982. - С. 219

[12] Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина - М., 1994. - С. 181.

[13] Фридмен Л. Введение в американское право. - М., 1992. - С. 85.

[14] Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. - С. 381.

[15] Давид Рене. Основные правовые системы современности. – М., 1963. - С. 320.

[16] ОриуМ. Основы публичного права. - М., 1929. - С. 228.

[17] Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. С.А. Камарова. - М.2002. – С. 241.

[18] Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. – С. 277.

Категория: Мои статьи | Добавил: малита (28.10.2019)
Просмотров: 273 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: